Счастливые люди
АЛТАЙ
Основная тема — вера человека в себя и великий навык выживания. Может быть, судьбы моих героев послужат для кого-то примером, кому-то помогут посмотреть на себя другими глазами, и переосмыслить собственную жизнь.
— Дмитрий Васюков, режиссер фильма «Счастливые люди. Алтай»
о режиссере

Кто такой Дмитрий Васюков?

Дмитрий Васюков — российский актер и режиссер. Он родился в 1958 году в Москве, где живет и сейчас. В 21 год будущий кинематографист окончил Высшее театральное училище имени Щукина. Потом работал ассистентом режиссера и вторым режиссером на киностудии «Мосфильм». В 28 лет Дмитрий сыграл второстепенную роль в одном из проектов киностудии. А позже занялся интересным для себя жанром — документальным кино. Сначала снимал о привычном — рыбалке, потом — о людях и жизни.

О проекте
«Счастливые люди» — про Россию, про простоту и про людей.
«Счастливые люди» — это цикл фильмов, который режиссер Дмитрий Васюков начал больше 10 лет назад.
Первой работой стал проект — «Счастливые люди. Енисей». Автор хотел показать — чтобы жить и чувствовать себя счастливым, не обязательно иметь дорогие вещи и статус в обществе. В России есть уголки и места, где люди живут непросто — много и тяжело работают, но никогда не жалуются и ни от кого не зависят. Это, по мнению Васюкова, и есть свобода. А с ней и счастье.
Цикл документальных антропологических фильмов Дмитрия Васюкова пока что состоит из трёх полноценных проектов: «Счастливые люди: Енисей», «Счастливые люди: Поморы» и «Счастливые люди: Алтай», который еще называют «Другая жизнь».

«Другая жизнь» — это цикл фильмов, состоящий из четырех серий, каждая из которых символизирует новый сезон в году. Это фильм-очерк, в котором автор постепенно рассказывает, как и чем живут люди на Алтае.

Съемочная группа у Дмитрия совсем небольшая: всего два оператора — Евгений Рыбалко и Алексей Проваторов. А красивые кадры с воздуха снял нанятый сотрудник Константин Писарев. Больше чем за год команда побывала в разных уголках Республики Алтай, пообщалась с местными жителями и узнала, чем они живут.

Места, где побывала съемочная группа Васюкова

Горно-Алтайск
Джазатор
Купчегень
Мульта
Чуйская степь
Аскат
Каратюрек
Чепош
Ачик (урочище)
Алтай - место силы
Республика Алтай. Большой регион всего с одним городом. «Место силы», — так его часто называют туристы. Чем живёт Алтай, что он сохранил от первых традиций, как современные технологии уживаются с многовековым укладом? И главное, почему люди, которые живут здесь, счастливы? Ответы на эти вопросы в своем фильме даёт Дмитрий Васюков. Он открывает нам удивительный мир Алтая, причем не того, который мы привыкли видеть — костры, «шашлычок» на берегу Катуни и палатки. Мир другого, настоящего, глубокого Алтая, где другая жизнь.
Своё путешествие мы вместе с режиссером начинаем со столицы региона — Горно-Алтайска. Автор рассказывает его историю и знакомит с первым персонажем — художником, бродягой Таракаем. Этого героя Дмитрий Васюков вводит неслучайно — Таракай будто становится проводником в этой истории, ее частью и связывает фильм.
Фильм «Счастливые люди. Алтай» разбит на четыре части — по временам года. Автор показывает, что делают жители в каждом из сезонов. Занятия у них самые разные — сбор кедровых орехов, скотоводство и оленеводство, заготовка масла, домашнее хозяйство и охота. В первой части проекта, зимой, автор показывает жизнь коренных народов Республики — алтайцев. Лица у них тёмные, морщинистые, человеческие. Похожие на настоящие, живые, а не на актёрские. Вот старая алтайка разводит коз и коров в селе Джазатор. Она прожила тут всю жизнь, привыкла. А вот, другая жизнь — тоже алтайская, но кочевая. В семье кочевников чувствуется свобода. Нам, обычным зрителям, кажется, что они могут повести свое стадо куда угодно.

Кадры из фильма «Счастливые люди. Алтай»


Кадры из быта местных жителей автор умело сплетает с горными пейзажами и природой, от чего и чувствуется эта мощь, исходящая от гор, рек, лесов и даже людей, которые выглядят полностью на своем месте.

Еще одна сюжетная ветка, тянущаяся через весь цикл — староверы. Староверами, или как их еще называют кержаками, на Руси всегда (даже по словам режиссера) пугали. Дмитрий Васюков показал их на экране такими же, как и в жизни. Без культов и жертвоприношений. Староверы живут в селе Мульта в Усть-Коксинском районе. Их дома крепкие и надежные, построенные из дерева. Мультинцы охотятся, ведут хозяйство, воспитывают детей, часто берут к себе и не родных, которых бросили родители, и растят их в любви. Семьи, старики, которых мы видим на экране, живут совсем небогато, зачастую приходятся много работать руками, много трудиться. Но для местных жителей это не страшно — к бытовым трудностям давно привыкли, научились жить в небольших поселениях среди гор и лесов и нашли своё счастье. Которое, по словам, всех кто здесь живет, есть только на Алтае.
Когда смотришь, этот фильм поражаешься, насколько действительно ДРУГОЙ может быть человеческая жизнь. Вместо душного города люди выбрали просторы и свободу. Люди выбрали работать не в офисе за компьютером, а собирать травы, пасти скот на лугах. Этот путь не прост, и он, конечно, подходит не для всех. В истории, рассказанной Дмитрием Васюковым, мы видим и труд, и усталость, и радость. Как будто нетронутый человеком уголок природы, Алтай, после прихода его нынешних жителей, так и остался нетронут. Они смогли обрести гармонию с природой, жизнью и верой. Подчиняясь и чтя законы Алтая, они стали не просто его гостями, а частью жизни Республики.
Когда мы называем Горный Алтай, мы думаем, в первую очередь, о туристах. Мне кажется, это из-за того, что мы сами там только туристы, путешественники. Тема туризма в фильме Васюкова тоже затрагивается, но не так, как мы ожидаем. Туристы зачастую представлены не в образах друзей-путешественников — они скорее легкомысленные «варвары», оставляющие надписи на скалах, а также источник дополнительного дохода для жителей, предлагающих свои услуги.
таракай
Образ Таракая
Художник Николай Чепоков

По-алтайски, это означает бродяга, странник, неунывающий человек. Мне показалось, что Дмитрий Васюков сделал Таракая метафорой самого Алтая. Художник создаёт невероятные картины, на которых изображает в виде людей и животных природу и духов.

Таракай может показаться немного необычным и отстраненным. Но в тоже время в нём есть что-то духовное и душевное. В этом человеке сочетается простота, сила и доброта. В этом он похож на сам Алтай. Таракай много путешествует с самодельным рюкзаком, живёт в шалаше и пытается увидеть уже родной для него Алтай с новой стороны. Таракай — это свобода и гармония с самим собой, это бродяга, кочевник и неунывающий путешественник, для которого дом — весь Алтай.

Фрагмент фильма «Счастливые люди. Алтай» — знакомство с Таракаем
Интервью Дмитрия Васюкова и Николая Чепокова (Таракая) в передаче «Правила жизни»
режиссура и монтаж
  • Фильм-очерк
    Планы длинные. Мы часто подолгу наблюдаем за одним предметом или действием. Средняя продолжительность статичных планов — от 2 до 5 секунд, динамичных — от 10 секунд. Если мы видим действие, то планы удлиняются. Если движется только камера, например, это съемка природы, то время одного плана сокращается.
  • Общие и средние планы
    Для пейзажей Дмитрий Васюков использует общие планы. Много также средних планов: с помощью них кинематографист показывает жизнь людей, быт и уклад. Крупных планов не так много, чаще всего именно классически обозначают детали. А вот сверхкрупных я не заметила вообще. Кажется, что в документальном фильме с помощью них можно передавать эмоции и ярко отражать образ героя, но Дмитрий Васюков не использует этот прием.
  • Последовательный монтаж
    Мы видим несколько сюжетных линий, которые не связаны и не переплетаются между собой. Кадры идут один за другим, последовательно, не прерываясь, когда речь идёт об одной из историй.
  • Музыка
    Чаще всего в конце той или ной логической и повествовательной части, автор добавляет картины природы, которые сопровождаются музыкальным рядом. Это всегда одна мелодия, которая со временем начинает ассоциироваться с этим фильмов. Музыка спокойная, мажорная и приятная.
Чем фильм «Другая жизнь» похож на журналистский материал?
Документальное кино Васюкова по своей структуре напоминает длинный сюжет — есть перебивки с закадровым текстом, лайфы и синхроны. Но синхроны как раз отличаются от журналистского материала. Их особенность, которая, как мне кажется, присуща именно фильмам — отсутствие на синхронах титров. Если посчитать, на четыре часа фильма, приходится всего 5 титров, которые представляют второстепенных, появляющихся на один синхрон, героев. В большей степени, имя и то, чем человек занимается, мы узнаем из рассказа.

Во время просмотра синхронов можно заметить, что в некоторых из них резкость «ушла» на задний план, а сам герой, объект съемки, не четкий. По моему мнению, это свидетельство тому, что все снято с первого дубля и ничего специально не записывалось. Это тоже черта, которая характеризует фильм, как документальный.

Закадровый голос — тоже очень интересная и одна из самых важных частей фильма. Повествование ведёт сам автор проекта — Дмитрий Васюков. Он рассказывает очень медленно и размеренно, что не свойственно, например, тому же телевидению. Когда каждый день находишься в этой среде, привыкаешь к быстрому темпу речи и быстрой подачи информации. Поэтому поначалу, слушать закадровый голос было немного тяжело. Он казался слишком затягивающим. Но со временем, пока смотришь фильм, начинаешь привыкать и длинным словам, и к длинным планам. Думаю, режиссер выбрал такую стратегию озвучки еще из-за контента, который показывает. Жизнь Алтая размерена и нетороплива. И озвучка полностью соответствует этому настроению.

В фильме всё повествование ведёт автор (закадровый голос). Его же самого мы не видим ни в одном кадре. Образ журналиста здесь проявляется через текст. Один из пользователей Ютуба, где опубликовали фильм, заметил, что Васюков, например, во многом обвиняет советские времена в фильме, а царскую Россию как будто бы наоборот поддерживает и восхваляет. Конечно, это субъективная оценка. Режиссер старается выразить только своего личное отношение к Алтаю. Через фильм он показывает, что там можно быть счастливым.
Фильм «Счастливые люди. Алтай» знают во всём мире. Предлагаю посмотреть, что о работе русского режиссера говорят за рубежом.
АЛТАЙ. СЧАСТЛИВЫЕ ЛЮДИ - Комментарии иностранцев
Фильм Дмитрия Васюкова – это мозаика из жизней, судеб, природы. И это кажется, алтайская формула счастья, прикоснуться к которой может каждый. Документалист показывает Алтай таким, какой он есть, естественным и нетронутым. «Другая жизнь» – такое кино, которое не заставит рыдать или смеяться до слёз. Но оно точно останется, отпечатается в голове, как что-то приятное. На Алтае лошади, горы, кочевники, песни, костры, традиции, шаманы, Таракай и свобода. И это счастье.
Мои герои — сильные, закаленные в постоянном преодолении трудностей, свободные духом люди. Оторванные от остального мира, они привыкли надеяться на свои силы... Они преданы тому месту, где родились и где заняты любимым делом. .Их простота и неприхотливость, накопленный опыт выживания в любых условиях, упорство, выносливость, уверенность в собственных силах — все это вызывает у меня восхищение и даже зависть. Я почувствовал, что они живут какой-то настоящей, правильной жизнью. Вот почему я назвал этих людей счастливыми.

— Дмитрий Васюков, режиссер фильма «Счастливые люди. Алтай»
Made on
Tilda